Статья из энциклопедии


Театр России XXI век
издательство "Большая российская энциклопедия"

ИВАНОВА (урождённая Криницына) Ольга Тимофеевна (род. 11.5.1944, Хабаровск) – оперный режиссёр, либреттист, педагог, заcл. деят. искусств РСФСР (1989). В 1963 окончила Вологодское муз. училище (ныне Вологодский обл. колледж искусств; класс фортепиано В.К. Липинского), в 1972 – Ленингр. конс. (ныне С.-Петерб. гос. конc. им. Н.А. Римского-Корсакова) по специальности «режиссёр музыкального театра» (класс М.Д. Слуцкой), в 1978 – ассистентуру-стажировку при ней (под рук. Р.И. Тихомирова).
В 1972-82 работала в Управлении муз. учреждений Мин-ва культуры РСФСР: в 1972-73 инспектор-дирижёр Отдела организации концертной работы муз. учреждений, в 1973-80 начальник Отдела муз. театров и коллективов, в 1980-82 начальник Отдела муз. театров – зам. начальника Управления муз. учреждений.
В 1975 поставила оперу «Брачный вексель» Дж. Россини в Моск. камерном муз. театре (ныне Камерная сцена Большого театра им. Б.А. Покровского). В числе первых постановок – «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1977) и «Мария Стюарт» С.М. Слонимского (1981, мировая премьера) на сцене Куйбышевского (ныне Самарский) театра оперы и балета.
В 1982-92 режиссёр-постановщик Моск. муз. театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, среди спектаклей: «Не только любовь» Р.К. Щедрина (1981). «Колокольчик» Г. Доницетти (1983; впервые в Москве), «Александр Невский» С.С. Прокофьева (1985; сценич. версия кантаты, впервые в оперном театре), «Пират» В. Беллини (1989; первая сценич. постановка в СССР). «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1989; впервые в Москве в 1-й авторской ред.).
В 1994-99 И. – главный режиссер Саратовского театра оперы и балета, сотрудничать с которым начала в1980-е гг. Среди спектаклей: «Возвышение и падение города Махагони» Б. Брехта и К. Вайля (1984; впервые в СССР), «Укрощение строптивой» В.Я. Шебалина (1986), «Трубадур» Дж. Верди (1995), «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича, «Хованщина» Мусоргского (оба – 1996).
В 2003-06 главный режиссёр и худож. руководитель оперы Нижегородского театра оперы и балета. Сотрудничество И. с этим театром началось в 1990-х гг. и продолжилось после её ухода с руководящей должности. В числе спектаклей: «Сильва» И. Кальмана (1997), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1999), «Кармен» Ж. Бизе (2004), «Жди меня» (по пьесе К.М. Симонова, на материале военных не песен, 2010). В 2014 выступила как режиссёр-постановщик и автор либретто (совм. с А.Р. Бутвиловским) оперы-мюзикла «Коко Шанель» Э.Б. Фертельмейстера (мировая премьера).
В 2006-10 и 2010-17 режиссёр-постановщик, в 2009-10 главный режиссёр, в 2017-18 худож. руководитель оперной труппы Моск. камерного муз. театра имени Б.А. Покровского. С 2018 режиссёр Камерной сцены им. Б.А. Покровского Большого театра. На этой сцене поставила спектакли: «Кровавая свадьба» Ш.Р. Чалаева (2006, мировая премьера), «Ревизор» В.С. Дашкевича (2007, моск. премьера), «Черевички» Чайковского (2008), «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта (2009), «Бег» Н.Н. Сидельникова (2010, мировая премьера), проект «Голос» (объединяет оперы «Записки сумасшедшего» Ю.М. Буцко и «Человеческий голос» Ф. Пуленка, 2011), «Лунный мир» Й. Гайдна (2013, рос. премьера), «Сервилия» Н.А. Римского-Корсакова (2016), «Турок в Италии» Россини (2017).
После 2000 осуществила ряд постановок на сценах разных рос. театров оперы и балета: в Омске – «Зори здесь тихие…» К.В. Молчанова (2000), «Вечно живые» В.И. Казенина (2005), «Искатели жемчуга» Бизе (2006), «Дикая собака Динго» Фертельмейстера (рос. премьера – 2007), «Мёртвые души» А.Б. Журбина (рос. премьера – 2010, И. – режиссёр-постановщик и автор либретто, совм. с Бутвиловским); в Сыктывкаре – «Мышеловка» Журбина (2004), «Покаяние» на духовную музыку рус. композиторов (2005), «Фаворитка» Г. Доницетти (2008), «Волшебная флейта» Моцарта (2015); в Краснодаре – «Пиковая дама» Чайковского (2010) и театрализованное представление «Жди меня» (2011), Режиссёр-постановщик юбилейного вечера Г.Н. Рождественского в 2016 в Большом театре России.
Поставила несколько опер на сцене Театра оперы и оперетты в Щецине (Польша): «Трубадур» (1994) и «Набукко» (2004) Верди, «Севильский цирюльник» Россини (1996).         
Инициатор и создатель Моск. оперного центра «Арт» [1990, в дальнейшем «Международный оперный центр «АРТ» (МОЦ АРТ)»; существовал до 2016], в 1991 на его базе поставлен моноспектакль «Дорога» с участием Д.А. Хворостовского (рус. народные песни, городские романсы, рус. духовная музыка; муз. рук. Е.В. Колобов). Инициировала и организовала Камерный муз. театр «Арбат-Опера» (совм. с А.Э. Хрипиным, 1999, существовал до 2010; первый спектакль – «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, 1999). В 2000-14 возглавляла ежегодную Творч. лабораторию режиссёров оперных театров под эгидой СТД РФ.
С 2012 преподаёт в РАМ им. Гнесиных (с 2015 доцент кафедры оперной подготовки). Сотрудничает с Оперным театром-студией им. Ю.А. Сперанского РАМ им. Гнесиных (в 2016 поставила здесь оперу «Волшебная флейта»). В 2019 худож. руководитель школы «Голос плюс сцена» Форума молодых деятелей культуры и искусства «Таврида 5.0» (смена «Год театра»).
Важнейшие черты творч. облика И. – необычайное разнообразие интересов, особое внимание к редко исполняемым сочинениям композиторов 19-20 вв., операм и мюзиклам современных авторов, а также попытка привнести в оперный спектакль элементы авторского поэтического театра.
Поч. грамота Президента РФ (2015).

М.В. Сегельман.

< назад

Гостевая